БЭС:
Большая
Советская
Энциклопедия

Слова:

НИДЕРЛАНДСКИЙ ЯЗЫК.
МОНЕЛЬ-МЕТАЛЛ.
МОЛЬТКЕ.
МИШЕНЬ.
МИНЬОН.
МИКУЛЬЧИЦЕ.
МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА.
МЕНДЕЛЬСОН.
МЕГРЕЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ.
МАТЕРА.


Энциклопедия на: букву К, букву М и букву Н; фирмы, компании, предприятия, организации, заводы, производства.

кже кож.-обув., таб., стройматериалов. Домостроит. комбинат. Центр с.-х. р-на (сах. тростник, табак, фрукты, животноводство).


МАТЕНАДАРАН, Институт древних рукописей "М а т е н а д а р а н" и м. Месропа Маштоца при Совете Министров Арм. ССР, крупнейшее в мире хранилище древнеармянских рукописей и н.-и. ин-т в Ереване. Создан на базе национализированной в 1920 коллекции рукописей Эчмиадзинского монастыря. Здание М. построено в 1959 (арх. М.Григорян; илл. см. т. 2, табл. XXII). Фонды М. (на 1972) насчитывают 12 960 арм. манускриптов и св. 100 тыс. старинных архивных документов, ок. 2000 рукописей на араб., перс, и др. языках. Рукописи М. имеют большую науч. и историч. ценность как важнейшие первоисточники для изучения истории и духовной культуры Армении, а также соседних народов Кавказа, Бл. и Ср. Востока. В М. хранятся рукописи 5-18 вв., уникальная коллекция первопечатных и старопечатных арм. книг 16-18 вв., соч. древних и ср.-век. арм. историков, писателей, философов, математиков, географов, врачей, переводы трудов древнегреч., сирийских, араб, и лат. учёных, в т. ч. ряд сочинений, не сохранившихся на языке оригинала. В музее М. экспонируются лучшие образцы древнеарм. письменности и миниатюры. Многие рукописи представляют большую художеств, ценность (напр., "Лазаревское евангелие", 887, "Эчмиадзинское евангелие", 989, "Евангелие Мугни", 11 в.). В М. ведётся н.-и. работа: изучение и публикация памятников арм. письменности, исследование проблем арм. текстологии, источниковедения, палеографии, ср.-век. книжной живописи, историографии, науч. переводы памятников на русский и др. языки. С 1940 издаётся сборник "Бан-бер Матенадарани" ("Вестник Матена-дарана" на арм. яз. с резюме на рус. и франц. яз.).

Лит.: Абрамян А. Г., Рукописные сокровища Матенадарана, Ер., 1959; А б г а р я н Г. В., Матенадаран, Ер., 1962; Б а к-ш и Ким, Орёл и меч, М., [1971]. С. С. Ареащатян,

МАТЕРА (Matera), город на Ю. Италии, в обл. Базиликата. Адм. ц. провинции Матера. 44,6 тыс. жит. (1971). Произ-во ж.-д. оборудования, а также керамич. и терракотовых изделий и оливкового масла.

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis - вещественный), одно из двух главных филос. направлений, к-рое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, к-рая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Материалистич. решение второй стороны основного вопроса философии - о познаваемости мира-означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Слово "М." начали употреблять в 17 в. гл. обр. в смысле физич. представлений о материи (Р. Бойлъ), а позднее в более общем, филос. смысле (Г. В. Лейбниц) для противопоставления М. идеализму. Точное определение М. впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс. "Философы разделились на два больших лагеря", сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. "Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 283). Такого понимания М. придерживался и В. И. Ленин (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 98).

Противники М. употребляют неправильную терминологию для обозначения М. 1) Те, к-рые отрицают или ставят под сомнение существование чего-либо вне ощущений, наз. М. "метафизикой" (поскольку М. признаёт существование внешнего мира). На этом же основании "метафизикой" именуются объективный идеализм и фидеизм, к-рые признают существование абс. духа или бога вне опыта отд. людей; т. о., здесь М. смешивается с идеализмом. 2) М. называют "реализмом", поскольку М. признаёт реальность внешнего мира. Отмечая, что термин "реализм" употребляется иногда в смысле противоположности идеализму, Ленин писал: "Я вслед за Энгельсом употребляю в этом смысле только слово: материализм, и считаю эту терминологию единственно правильной, особенно ввиду того, что слово „реализм" захватано позитивистами и прочими путаниками, колеблющимися между материализмом и идеализмом" (там же, с. 56). 3) Пытаясь принизить М. до уровня обыденного, философски неоформленного убеждения людей в реальности внешнего мира, враги М. именуют его "наивным реализмом". 4) Отождествляя М. в целом как направление с механистич. М., нек-рые критики М. наз. его "механицизмом". Энгельс отмечал, что ошибочное приравнивание "материалистического" и "механического" идёт от Гегеля, к-рый хотел унизить М. эпитетом "механический". 5) Нередко слово "М." употребляется произвольно, в низменном смысле: "Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, похоть и плотские наслаждения и тщеславие, корыстолюбие, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче - все те грязные пороки, которым он сам предается втайне" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 290).

Типология школ материализма. В лит-ре М. характеризуется с самых разных сторон, в его связях с др. социальными явлениями, что служит основанием для различных его классификаций.

1) Выделяются две ист. эпохи в прогрессивном развитии М., к-рым соответствуют домарксистский М. и марксистский М. Домарксистский М. охватывает все формы М,, к-рые исторически предшествовали возникновению диалектич. М. Те школы, к - рые появлялись после возникновения марксизма, строго говоря, не могут относиться к домарксистскому М., т. к. они не представляют собой дальнейшего развития М. и занимают особое место в истории М. Существуют два взгляда на хронологич. границу, разделяющую эпохи домарксистского и марксистского М.: согласно первому, эта граница - общая для всех стран и народов - сер. 40-х гг. 19 в., когда возник марксизм. Но в таком случае для тех стран, где рабочее движение развилось позднее (напр., Россия, страны Востока), процесс развития домарксистского М., совершавшийся в пределах этих стран, пришлось бы искусственно разрывать на две обособленные стадии. Согласно второй точке зрения, домарксистским является М., распространённый в данной стране до проникновения в неё марксизма.

2) Единственно последовательным является марксистский М. В. И. Ленин называл К. Маркса "...основателем современного материализма, неизмеримо более богатого содержанием и несравненно более последовательного, чем все предыдущие формы материализма..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 357).

Непоследовательность М. проявляется различным образом, а) Когда линия М. проводится в понимании природы, а обществ, явления трактуются идеалистически. Так было, напр., у франц. материалистов 18 в., у Фейербаха, а также рус. революц. демократов 19 в. Непоследовательный материалист-учёный может проводить линию М. в своей спец. области, а в филос. вопросах защищать идеализм (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 305). б) Когда одна группа или сторона гносеологич. вопросов решается с позиций М. (напр., первая сторона осн. вопроса философии), а другая - с позиций идеализма и агностицизма, в) Когда отрицаются или игнорируются всеобщая связь явлений и развитие природы, её саморазвитие. В частности, метафизич. М., неспособный объяснить происхождение вещей и явлений мира, нередко приходит к идеалистич. концепции "первого толчка".

3) По отношению к обществ.-историч. практике различаются созерцательный М. и практически действенный М. "Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно" (М арке К., там же, т. 3, с. 1). М., ставящий задачу не только объяснить мир, но изменить его, есть марксистский М.

4) С точки зрения метода мышления, к-рым пользуются материалисты, выделяются диалектич. М. и метафизич. М. Для диалектич. М. характерны внутр. единство, нераздельная слитность диалектики и материалистич. теории познания, Метафизич. М. имеет много разновидностей, зависящих от того, какая сторона действительности или процесса познания превращается в абсолют.

5) С точки зрения сознания противополагаются научный и вульгарный материализм. Науч. М. видит качеств, отличие психического от физического. Напротив, вульгарный М. (напр., К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт) отождествляет сознание с материей. В понимании обществ, явлений проявлением вульгарного М. является экономич. М., противоположный историч. М. Историческому М. противостоят различные школы упрощённого М., дающие неправильное объяснение обществ, явлений: а) антропологич. М. (Л. Фейербах, отчасти Н. Г. Чернышевский) (см. Антропологизм); б)