БЭС:
Большая
Советская
Энциклопедия

Слова:

НИДЕРЛАНДСКИЙ ЯЗЫК.
МОНЕЛЬ-МЕТАЛЛ.
МОЛЬТКЕ.
МИШЕНЬ.
МИНЬОН.
МИКУЛЬЧИЦЕ.
МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА.
МЕНДЕЛЬСОН.
МЕГРЕЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ.
МАТЕРА.


Энциклопедия на: букву К, букву М и букву Н; фирмы, компании, предприятия, организации, заводы, производства.

). Работая в Палестине (2 больницы в Хайфе, 1937; Палестинский банк в Иерусалиме, 1938), М. оказал значит, влияние на местных архитекторов. Его гл. сооружения в США - госпиталь Май-монида в Сан-Франциско (1946) и синагогальный центр в Сент-Луисе (1950). В1924 М. посетил СССР, в 1925 выполнил проект трикотажной ф-ки "Красное знамя" в Ленинграде; в 1932 участвовал в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве.

Соч.: [Отрывки из писем и высказываний], в сб.: Мастера архитектуры об архитектуре, М., 1972, с. 301 -321; Rutland, Europa, Ame-rika.... В., 1928.

Лит.: WhitthikA., E. Mendelsohn, [L.]. 1937,[2ed.],L., [1956]; Eckhard t W., E. Mendelsohn, N. Y., 1960.

МЕНДЕЛЬСОН (Mendelssohn) Мозес (6.9.1729, Дессау,- 4.1.1786, Берлин), немецкий философ-идеалист, представитель умеренного крыла немецкого Просвещения. С 1742 жил в Берлине. Был домашним учителем, затем бухгалтером у фабриканта. Вместе с Г. Э. Лессингом написал работу "Поп-метафизик" (1755, издана анонимно) в защиту теодицеи Лейбница от критики англ, поэта А. Попа. М. принадлежал к числу наиболее значит, популяризаторов школы Лейбница - X. Вольфа, выступал против критики теодицеи Лейбница Вольтером. В трактовке бытия бога ("Morgenstun-den", 1785) и бессмертия души добавил к аргументам Платона и Лейбница мо-рально-теологич. доказательство ("Фе-дон, или О бессмертии души", 1767, рус. пер. 1811). М. требовал веротерпимости и свободы религ. убеждений, предлагая разграничить сферы влияния гос-ва и религии. Спор между М. и Ф. Якоби о спинозизме Лессинга послужил поводом к дискуссии о пантеизме Спинозы, в к-рой приняли участие мн. нем. философы того времени.

Соч.: Gesammelte Schriften. Jubilaums-ausgabe, [Bd 1 - 16], В., 1929; Schriften zur Philosophic, Asthetik und Apologetik, Bd 1-2, Hildesheim, 1968; в рус. пер.- Рассуждение о духовном свойстве души человеческой, М., 1806.

Лит.: Г у л ы га А. В., Из истории немецкого материализма, М., 1962; К а у-s е г 1 i n g М., М. Mendelssohn. Sein Leben und Wirken, 2 Aufl., Lpz., 1888; В amber-ger F., Die geistige Gestalt M. Mendels-sohns, Fr./M., 1929; Baumgardt D., Spinosa und Mendelssohn, В., 1932; N a-dor G., M. Mendelssohn, Hannover, 1969. Т. М. Румянцева.

МЕНДЕЛЬСОН, Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс (3. 2. 1809, Гамбург,- 4. 11. 1847, Лейпциг), немецкий композитор, дирижёр, органист. Происходил из богатой семьи, получил широкое музыкальное и общее образование. Рано начал играть на фп., скрипке и сочинять музыку, занимался под руководством К. Ф. Цельтера, к-рый познакомил М. с И. В. Гёте. Учился в Берлинском ун-те, много путешествовал по европейским странам. Выступая в концертах как пианист, дирижёр и композитор, М. быстро завоевал успех и признание. В 1829 по его инициативе и под его управлением были исполнены в Берлине "Страсти по Матфею" И. С. Баха, послужившие началом "возрождения" баховской вокальной музыки в 19 в. Пребывание в Италии (1830) обогатило М. художеств, впечатлениями и отразилось на его творчестве. В Париже (1832) он сблизился с выдающимися музыкантами, в т. ч. с Ф. Листом; особый успех имел М. в Лондоне. Вернувшись в Германию, жил в Дюссельдорфе, где дирижировал на нижнерейнском муз. празднестве, выступал также в Кёльне, а с 1835 руководил концертами Гевандхауза в Лейпциге. М. положил начало т. н. лейпцигской школе, в 1843 в Лейпциге по его инициативе была открыта первая в Германии консерватория, получившая большую известность в стране и за её пределами; в ней М. вёл класс композиции.

М.- композитор-романтик умеренного направления, не порывающий с классич. традициями, тонко и гармонично ощущающий природу, фантастику, нац.-поэтич. образы, но далёкий от бунтарства и порывистой мятежности. М. написал множество произв. в различных жанрах. Среди оркестровых сочинений выделяются программные увертюры: "Сон в летнюю ночь" (1826), "Морская тишь и счастливое плавание" (1828), "Фингалова пещера" (или "Гебриды", 2-я ред. 1832), "Сказка о прекрасной Мелузине" (1833), "Рюи Блаз" (1839). Из 5 симфоний М. наиболее значительны "Итальянская" и особенно "Шотландская", навеянные путешествиями юности, но завершённые позже (1833, 1842). Большую известность приобрёл концерт М. для скрипки с оркестром (1844), вдохновенно-лирический, цельный и пластичный. В области концертной музыки важное место заняли и 2 концерта М. для фп. (1831, 1837). Среди сочинений для фп. наиболее популярны одночастные пьесы (рондо), вариации ("Серьёзные вариации", 1841, и др.) и особенно "Песни без слов" (8 тетрадей, 1832-45) - 48 миниатюр (порой программных по замыслу), представляющих собой широкий цикл характерных для М. образов и настроений, воплощённых в классически стройной форме. Эти пьесы отличаются разнообразием фп. приёмов, однако доступны и в домашнем музицировании. Хотя М. с юности влекло к оперному жанру, законченных оперных партитур он не оставил. Высокими художеств, достоинствами обладает музыка М. к комедии "Сон в летнюю ночь" Шекспира (1842) - тонкое романтич. преломление сказочной фантастики. При жизни М. большую известность приобрели его оратории "Павел" (1836) и "Илия" (1847), в к-рых автор развил традиции Г. Ф. Генделя. Музыка М. оказала заметное влияние на творчество современных ему композиторов; впоследствии, однако, подражатели М. составили консервативное академическое направление. В 1874-77 в Лейпциге издано Поли. собр. соч. М. (36 тт.).

Соч.: Briefe einer Reise durch Deutsch-land, Italien und die Schweiz und Lebensbild von Peter Sutermeister, Zurich, [1958].

Лит.: В - в а О., Феликс Мендельсон-Бартольди, СПБ, [1903]; И в а н о в - Б о-рецкий М. В., Мендельсон, М., 1910; Даме В., Ф. Мендельсон-Бартольди, пер. с нем., М., 1930; В о р б с Г. X., Ф. Мендельсон-Бартольди. Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников, [пер. с нем.], М., 1966; Ranft P., Felix Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., [1972]. Т.Н.Ливанова.

МЕНДЕЛЯ ЗАКОНЫ, или правила, открытые Г. Менделем закономерности, обнаружившие дискретную, корпускулярную природу наследственности. Сам Мендель формулировал лишь "закон комбинации различающихся признаков", к-рый объяснял обнаруженные им явления расхождения и независимого комбинирования наследств, факторов (названных позднее генами) в потомстве. В ранний период развития менделизма обычно принимали три М. з.- доминирования, расщепления и независимого комбинирования, считая равнозначным, относить ли действие М.з. к признакам организма или к наследственным факторам, локализованным в половых клетках. Поэтому первым М. з. считали закон доминирования, по к-рому в первом поколении от скрещивания особей, различающихся по аналогичным - аллельным признакам (см. Аллели), проявляется лишь один из них - доминантный, второй же, ему альтернативный,- остаётся скрытым, рецессивным (см. Доминантностъ, Рецессивность). Однако вскоре были обнаружены «нарушения» этого М. з.- промежуточное проявление обоих признаков в 1-м поколении. Вследствие этого первый М. з. стали называть законом единообразия первого поколения гибридов. Второй М. з., обычно наз. законом расщепления, осуществляется три скрещивании между собой гибридов первого поколения или при их самоопылении. В этом случае пары аллельных генов расходятся, в результате чего в потомстве появляются в определённых численных отношениях доминантные и рецессивные признаки, скрытые в предыдущем поколении. Наконец, третьим М.з. считался закон независимого комбинирования признаков. Он осуществляется при скрещивании, в к-ром сочетаются более одной пары аллельных генов. В результате в потомстве наблюдается свободное комбинирование всех участвующих в скрещивании пар аллелей и возникают все возможные их комбинации в определённых численных отношениях. Этот закон - прямое следствие явлений расщепления. Поэтому правильнее называть его законом независимого расщепления различных пар аллелей. Мендель доказал и подсчитал все возможные типы расщепления и комбинирования различных пар генов между собой, дав общую формулу соотношения наблюдающихся в скрещивании типов. Однако эти формулы действительны для сочетания генов, участвующих в скрещивании (см. Генотип). Что же касается проявляющихся в развитии конкретных признаков, то дальнейшие исследования обнаружили ряд осложнений, связанных с закономерностями взаимодействия различных генов между собой в процессах развития определяемых ими признаков (см. Плейотропия, Полимерия, Эпистаз). Поэтому не следует рассматривать эти взаимодействия в качестве нарушающих закон независимого расщепления или комбинирования. Частичное нарушение этого закона наблюдается лишь в обнаруженных позже явлениях сцепления генов. Т. о., необходимо строго различать закономерности, связанные с передачей и распределением в потомстве наследств, факторов, и закономерности, связанные с реализацией этих факторов в развитии организма. К первым, являющимся генотипич. закономерностями, относятся М. з. расщепления и независимого комбинирования, ко вторым, фенотипич. закономерностям - доминирование, промежуточное проявление и мн. др. формы взаимодействия аллельных и неаллельных генов. М. з. получили полное подтверждение и объяснение на основе хромосомной теории нас