БЭС:
Большая
Советская
Энциклопедия

Слова:

НИДЕРЛАНДСКИЙ ЯЗЫК.
МОНЕЛЬ-МЕТАЛЛ.
МОЛЬТКЕ.
МИШЕНЬ.
МИНЬОН.
МИКУЛЬЧИЦЕ.
МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА.
МЕНДЕЛЬСОН.
МЕГРЕЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ.
МАТЕРА.


Энциклопедия на: букву К, букву М и букву Н; фирмы, компании, предприятия, организации, заводы, производства.

в статьях Подветренные острова и Наветренные острова. Основа экономики - переработка нефти, получаемой из Венесуэлы; нефтеперерабат. з-ды расположены на о-вах Кюрасао и Аруба (годовая мощность их превышает 40 млн. т), принадлежат англо-голл. компании "Ройял датч-Шелл" и компании США "Стандард ойл оф Нью-Джерси". Имеются предприятия нефтехим. и табачной пром-сти, сборка электро- и радиоаппаратуры. Добыча гуано на Кюрасао (экспорт 109 тыс. т в 1970). Вблизи Виллемстада - пригородное X-BO (молочное животноводство, плодоводство, овощеводство). Развит туризм. Дл. автодорог (с покрытием) ок. 800 км. Гл. порты - Виллемстад и Ораньестад (на о. Аруба). Ввоз нефти, продовольствия; вывоз нефтепродуктов. Внешнеторг. связи с США, Великобританией и странами Юж. Америки.


НИДЕРЛАНДСКИЙ ЯЗЫК, голландский язык, язык голландцев, офиц. язык Нидерландов, один из двух гос. языков Бельгии. Распространён также в США, Вест-Индии. Число говорящих на H. я. ок. 14 млн. чел. (1970, оценка). Относится к зап.-герм, группе индоевроп. семьи языков. Распадается на группы диалектов: сев.-зап (сев.-голландские), юж.-центральные (брабантские и вост.-фламандские), юго-зап. (зап.-фламандские и зеландские) сев.-вост. (саксонские), юго-вост. (лимбургские). Фонетич. особенности: нали чие глухих взрывных согласных р, t, k богатство дифтонгов. Ударение силовое (падает обычно на корневой слог). Язык аналитич. типа. Система склонений бедна падежной флексией (в существительного общий и притяжат., в личном местоимении - субъектный и объектный падежи). На базе мужского и жен. рода формируется общий род, противостоянии среднему. Прилагательные не склоняют ся. Глаголы имеют 2 простые и 6 сложны) временных форм, 2 залога (действит. и страдат.), 3 наклонения (изъявит., повелит., сослагат.). Единая наддиалектна) норма лит. языка складывается в 17 в Однако в письм. и устной разновидностях лит. языка существуют терр. различия Графика на лат. основе. В постановках и раскрытии наиболее существ, проблема изучения истории H. я. сыграла работа Ф. Энгельса "Франкский диалект" (1 изд., 1935), в к-рой рассматриваются также вопросы фонетики, морфологии лексикологии H. я.

Лит.: Энгельс Ф., Франкский период Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд. т. 19; Миронов С. А., Нидерланд ский (голландский) язык, M., 1965; е г о ж с Морфология имени в нидерландском языке M., 1967 (есть лит.); его же, Становлени литературной нормы современного нидерланд ского языка, M., 1973; F г а n с k J Etymologisch woordenboek der Nederlandsch taal, 2 dr., 's-Gravenhage, 1930 (Suppl. doo С. В. van Haeringen, 1936); Fonologie va het Nederlands en het Fries, 's-Gravenhage 1959; Haeringen C. B. van, Netherlan die language Research, 2 ed., Leiden, 1960 Schqnfeld M., Van Loey A. Historische grammatica van het Nederlands 7 dr., Zutphen, 1965; Dale Van, Groo woordenboek der Nederlandse taal, 9 dr. s-Gravenhage, 1970. С. А. Миронов
НИДЕРЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО, единая художеств, школа, развивавшаяся в средние века на терр. Нидерландов исторических вплоть до Нидерл. бурж. революции 16 века, результатом к-рой, в частности, было разделение H. и. на голл. (см. Нидерланды) и флам. (см. Бельгия) художеств, школы.

Реликварий св. Элевтерия. 1247. Собор в Турне.

С каролингского времени на территории ист. Нидерландов строились церкви-базилики (Онзеливе Врау в Маастрихте, 10-16 вв.), реже центрич. капеллы (восходящая к 8 в. капелла дворца Валкхоф в Неймегене, нынешний облик - 11 в.). Романский стиль, складывавшийся под влиянием рейнских областей, Ломбардии и Сев. Франции, господствовал в 11 - сер. 13 вв.: центрами его были долины рек Мааса (церковь Сен-Бартелеми в Льеже, 11-12 вв.) и Шельды (собор в Турне, начат в 1110; ранние кам. гражд. постройки-гор. башни бефруавТурне, 12-13вв., и Генте, 12-14вв.,илл. см.т. 6, стр. 247; замок графов Фландрских в Генте, 1180- 1200); в 13 в. архит. центрами стали также Брабант, приморская Фландрия. Украшение храмов (по франц. образцам) характеризуется символичностью содержания, условностью формы (фрески собора в Турне, ок. 1175; капители церквей в Маастрихте, рубеж 12-13 вв.). Значительны миниатюры школы Маастрихта ("Библия из Ставло", 1093-97, Брит, музей, Лондон), бронзовое литье школы долины Мааса (купель церкви Сен-Бартелеми в Льеже, 1107-18, мастер Ренье из Юи), ювелирное дело (реликварии собора в Турне: 1205, мастер Николай из Вердена; 1247). В 13-15 вв. выросли города вокруг замков и рыночных площадей с домами гильдий и цехов, гор. башней и ратушей; преобладала радиаль-но-кольцевая планировка. Строились городские стены с мощными башнями и воротами, укрепленные мосты, деревянные, фахверковые и кам. узкие дома в 3 этажа с фронтонами. Сложный архит. облик храмов в долинах Мааса (Нотр-Дам в Динане, 1227-79) и Шельды (хор собора в Турне, 1243-55) вызван соединением черт романского стиля и готики. В Сев. Нидерландах с их болотистой почвой и недостатком камня получила развитие кирпичная готика, были разработаны облегченные покрытия, BT. ч. деревянные своды (Синт-Якобскерк в Гааге, 14-16 BB ). В 14 - 1-й трети 16 вв. на С. строятся зальные церкви, в Брабанте рас цветаст поздняя, "пламенеющая" готика, для к-рой характерны строгое подчинение пышного декора монументальным формам, контраст горизонтальных и вертикальных объемов (соборы в Брюсселе, Мехелене, Антверпене, постройки семей архитекторов Келдерманс и де Вагемакере в Лёвене, Алкмаре, Генте, Мехелене, Мидделбурге и др.). Светские здания нидерл. поздней готики - ратуши (в Брюгге, Брюсселе, Генте, илл. см. т. 7, табл. IX, стр. 208; Левене и др.), суконные ряды (в Брюгге, Левене, Мехелене, Генте, илл. см. т. 6, стр. 247), цеховые здания -отличаются торжеств, представительностью, порой фантастич. богатством скульпт. декора и вместе с тем практичностью, простором обширных залов. Готич. скульптура ("Богоматерь" в церкви Сен-Жан в Льеже, 13 в.) и живопись - монументальная ("Распятие" в церкви Синт-Питерскерк в Утрехте, ок. 1300) и станковая (работавшие в Бургундии или связанные с ней мастера Ж. Малуэль, А. Белыпоз, M. Брудерлам), а особенно франко-флам. миниатюра - все более обогащаются впечатлениями реальной жизни. Нидерл. скульпторы бургундского круга (К. Слютер, К. де Верве, А. Боневе) и миниатюристы (Жакмар из Хёсдена, бр. Лимбург) на рубеже 14-15 вв. обращались к опыту итальянского иск-ва и непосредственно к реальной действительности, подготовляя почву для раннего Возрождения в Сев. Европе.

Школа живописи нидерл. Возрождения 15 в. (алтарные картины, портреты, миниатюра), новаторски переосмыслявшая духовные и художеств, традиции ср.-век. культуры, являлась важнейшей среди сев.-европ. школ; она в целом отмечена острым интересом к человеку и природе, пантеистически-радостным восприятием мира, пытливым исследованием пространства, света, структуры и поверхности предметов, пристальным вниманием к индивидуальности человека, к драгоценности и неповторимости каждой детали, каждого явления, слитых со всем гармоничным и одухотворённым миром, таящих в себе глубокий символич. смысл. Бюргерски-бытовые и драматич. стороны действительности впервые ярко раскрылись в работах P. Кампена; полнее эстетика изображения реального мира выявилась в сияющих глубиной и красотой цвета ювелирно-тонких картинах Я. ван Эйка, крупнейшего мастера школы, создателя сложных многогранных образов и замечат. портретов. Отд. завоевания живописи нидерл. Возрождения получили разработку у П. Кристуса, Д. Баутса, Гертгена тот Синт-Янса. В сер. 15 в. Poгир ван дер Вейден открыл для H. и. глубокие духовно-психологич. аспекты личности, возможности заостренной ее трактовки, а X. ван дер Гус придал драматич. напряженность эмоциональному строю образов, усилил их демократизм и смелую правдивость. Более идеализированный, лирич. характер присущ живописи X. Мемлинга и Г. Давида На рубеже

Укреплённый мост Пон-де-Тру в Турне. 1329 (башни-ок.1250 и 1302-04). П. Кристус "Св Элигий" 1449. Собрание P. Лемана. Нью-Йорк.

15-16 вв. X. Босх в своих символико-аллегорическпх и сатирико-морализирующих картинах обращался к наследию нар. ср.-век. культуры и подготовил новую живописную трактовку жанровых и пейзажных мотивов. В 15 в. появилась гравюра на дереве, развивалась деревянная скульптура (Я. Борман, А. ван Весел).

В 16 в. из Италии и Франции в архитектуру Нидерландов проникают классич. принципы Возрождения, архитекторы получают проф. образование, пишут теоретич. сочинения. В светских постройках создаётся новый, весьма живописный стиль, где готич. традиц. структура соединяется с обилием ренессансных архит. мотивов (ратуша в Антверпене, 1561-65, арх. К. Флорис; дом "де Залм" в Мехелене, 1530-34); формируются импозантные ансамбли однотипных зданий (площади Гранд-плас в Брюсселе, илл. см. т. 4, стр. 73; Гроте-маркт в Антверпене, илл. см. т. 5, табл. IX, стр. 448), парадное убранство интерьеров (камин во Дворце юстиции в Брюгге, 1528-31, арх. Л. Блондел). На С. складывается традиция кирпичной кладки с отд. белокаменными классическими деталями (здание гор.весов в Алкмаре, 1582-99; илл. см. т. 1, стр. 441).

К. Флорис. "Иона и кит" Фрагмент скульптурного декора амвона в соборе в Турне. Мрамор 1568-75

Под влиян