БЭС:
Большая
Советская
Энциклопедия

Слова:

НИДЕРЛАНДСКИЙ ЯЗЫК.
МОНЕЛЬ-МЕТАЛЛ.
МОЛЬТКЕ.
МИШЕНЬ.
МИНЬОН.
МИКУЛЬЧИЦЕ.
МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА.
МЕНДЕЛЬСОН.
МЕГРЕЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ.
МАТЕРА.


Энциклопедия на: букву К, букву М и букву Н; фирмы, компании, предприятия, организации, заводы, производства.

лого дворянства Одновременно происходило изгнание отрядов польско литов интервентов из нов Поволжья Руководители казачест ва и южнорусского дворянства И M За руцкий и Д T Трубецкой, поддерживая тайные связи с интервентами, вступили с Мининым и Пожарским в переговоры о совместном участии в действиях В связи с приближением к Москве крупного отряда польско литов войск под предво дительством гетмана К Ходкевича опол чение выступило из Ярославля и в конце июля - начале августа 1612 подошло к Москве, заняв позицию вдоль зап стен Белого города В сражении 22-24 авг при поддержке казаков Трубецкого был разгромлен отряд Ходкевича, к рому не удалось прорваться в Москву Эта победа предрешила судьбу вражеских гарнизонов в Кремле и Китай городе, к рые капитулировали 22-26 окт 1612 Освобождение Москвы нар ополчением создало условия для восстановления гос власти и послужило мощным толчком к развертыванию массового освободит движения против интервентов по всей стране В нояб 1612 руководители ополчения разослали по городам грамоты о со зыве Земского собора для выборов ново го царя Состав Земского собора 1613 (см. Земские соборы) отразил возросшую роль посадского населения и мелкого служилого дворянства, а также казачества в освободит, войне против интервентов.

Лит Платонов С Ф, Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII BB , M , 1937, Л ю б о м и ров П Г , Очерк истории Нижегородского ополчения 1611 - 1613 гг , M , 1939, История Москвы, т 1, M , 1952 A M Сахаров


НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО, (Ortliche Volksvertretungen), в ГДР органы гос. власти в округах, р- нах, городах, гор р- нах, общинах и объединениях общин H п самостоятельно решают все вопросы касающиеся данной адм едини цы и ее граждан, организуют участие граждан в политич , экономич и культур ной жизни, сотрудничают с обществ организациями трудящихся H. п. избирает исполнит орган - совет и образует комиссии, обеспечивающие осуществление деятельности H. п. и претворение в жизнь его решений.


НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ, 1) высший представительный орган гос власти в Болгарии Согласно Конституции, H. с. соединяет законодат и исполнит деятельность гос ва, является единств законодат орга ном, верховным организатором планового руководства обществ развитием H. с. осуществчяет верховное руководство внутр и внеш политикой, принимает и изменяет Конституцию утверждает нар хоз план и гос бюджет, решает вопросы войны и мира, избирает и осво бождает от должности членов Гос. совета, Совета Министров, Верховного суда и гл прокурора Состоит из 400 депутатов, избираемых насетением на 5 лет.

2) В Албании Hc - единств. законодат. орган Утверждает гос бюджет и нар -хоз план избирает Президиум H. с. Верховный суд образует пр-во, назначает Ген. прокурора Избирается населением на 4 года.

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ (HCCK), высший орган народной власти в Сев Корее (февр 1947 - авг 1948) 1-я сессия HCCK (февр 1947) сформировала Народный комитет Северной Кореи В нояб 1947 принячо ре шение о выработке проекта конституции, к рый после всенародного обсуждения был принят 1 и сессией Верховного нар собрания КНДР (8 сент 1948) в связи с избранием последнего HCCK сложило свои полномочия.

Лит Конституция и основные законода тельные акты Корейской Народно Демокра тической Республики, пер с кор , M , 1952, с 376 - 81.


НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, русское стихосложение русской устной народной поэзии (см Народное творчество) B H c различаются три оси типа 1)говорной стих - употребителен в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках, присказках и т п это текст, четко расчлененный на зарифмованные речевые отрезки обычно со смежными рифмами, без четкой ритмич организации ("Ложкой кормит, а стеблем глаз колет", "Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал") 2) Речитативный, напевный стих - употребителен в былинах (см. Былинный стих), исторических песнях, балладах, духовных стихах, причитаниях, он нерифмованный, с окончаниями женскими или чаще дактилическими (см Клаузула), имеет сложное и до сих пор не вполне исследованное ритмич строение Наиболее частый размер - 3-ударный (3 иктный), развившийся, по-видимому, из общеславянского 10-сложного стиха, промежутки между сильными местами (иктами) здесь колеблются от 1 до 3 ело гов, так что строки этого размера в изоли рованном виде могут звучать и как хореи ("Как во славном было городе во Киеве"), и как анапесты ("Как во славном во городе Киеве"), и как дольники ("Как во славном городе Киеве"), и как такта вики ("Как во славном во городе во Киеве") У разных сказителей этот размер обладает различной степенью строгости и разнообразия Реже употребляются размеры 2 ударный (напр , в былине о Щелкане) и 4 ударный (в нек рых историч песнях) 3) Песенный стих - употребителен в лирич песнях, колеблется между сравнительно строгим строением (4 стопный или 6 стопный хо рей) и очень сложными вариациями (за висящими от напева), законы к рых до сих пор не вполне исследованы Несколько более прост стих частушечных и плясо вых песен, имеющий вид дольника на хореич основе В лит стихе говорной тип нар стиха лег в основу досиллабич стихосложения 17 в и сохранялся в 18 в в стихе интермедий и интерлюдий, в 19 в в стихе "Сказки о попе и о работнике его Балде" А С Пушкина, в 20 в у Демьяна Бедного, речитативный тип воспроизво дился в "Песнях западных славян" Пуш кина, "Песне про царя Ивана Васильеви ча " M Ю Лермонтова и т д , имитации песенного типа (частушечных размеров) встречаются у сов. поэтов.

Лит Востоков А X, Опыт о рус ском стихосложении, СПБ, 1817 Шток м а р M П , Исследования в области рус ского народного стихосложения, M , 1952, Квятковский А, Народный стих, в его KH Поэтический словарь, M , 1966, Бобров С П, Русский тонический стих с ритмом неопределенной четности , "Рус екая литература", 1967, № 1, 1968, № 2, Trubetzkoy N Three philological stu dies, Ann Arbor, 1963, Jakobson R, Slavic epic verse, в его кн Selected writings, v. 4, s Gravenhage, 1966 M Л Гаспаров

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО художественное, народнее ис кусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа, создаваемые народом и бытующие в нар массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразитель ное и декоративно прикладное иск во В коллективном художеств творчеств^ народ отражает свою трудовую деятель ность, обществ и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования В H т , сложившемся в ходе обществ трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтич фантазия, богатейший мир мыс лей чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье Впитавшее в себя многовековой опыт нар масс, H т отли чается глубиной художеств освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы H т возникают в сложном диа-лектич единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художеств сознания Нар коллектив веками отбирает, совершен ствует и обогащает найденные отд мастерами решения Преемственность, устой чивость художеств традиций (в рамках к рых, в свою очередь, проявляется лич ное творчество) сочетаются с вариатив ностью, многообразным претворением этих традиций в отд. произведениях.

Коллективность H т , составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов Этот процесс, включающий импровизацию, ее закрепление традицией, последующее совершенствование, обога щение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяженным во времени Характерно для всех видов H т , что создатели произведения явля ются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию, важен также тесней ший контакт исполнителей с воспринимающими иск во людьми, к-рые сами могут выступать как участники творче ского процесса К оси чертам H т при надлежит и долго сохраняющаяся нерас члененность, высокохудожеств единство его видов в нар обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное иск во, в нар жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое, нар поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства про изведений, тогда как муз жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движения ми, танцами Произведения и навыки H т непосредственно передаются из поколения в поколение

H т явилось ист основой всей мировой художеств культуры Его изначаль ные принципы, наиболее традиционные формы, виды и отчасти образы зародились в глубокой древности в условиях до классового общества, когда все иск во было творением и достоянием народа (см Первобытное искусство) С соци альным развитием человечества, форми рованием классового общества, разделением труда постепенно выделяется про фессионализированное "высокое", "уче ное" иск во H т также образует особый пласт мировой художеств культуры В нем выделяются различные по социаль ному содержанию слои, связанные с клас совой дифференциацией общества, но к