БЭС:
Большая
Советская
Энциклопедия

Слова:

НИДЕРЛАНДСКИЙ ЯЗЫК.
МОНЕЛЬ-МЕТАЛЛ.
МОЛЬТКЕ.
МИШЕНЬ.
МИНЬОН.
МИКУЛЬЧИЦЕ.
МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА.
МЕНДЕЛЬСОН.
МЕГРЕЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ.
МАТЕРА.


Энциклопедия на: букву К, букву М и букву Н; фирмы, компании, предприятия, организации, заводы, производства.

о-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа ("десерты"). Голл. H. отличает обилие работавших в этом жанре мастеров и разнообразие типов: кроме "завтраков" и "десертов", "рыбы" (А. Бейерен), "цветы и фрукты" (Я. Д. деХем), "битая дичь" (Я. Венике, M. Хондекутер), алле-горич. H. "vanitas" ("суета сует") и др. Голл. вариант термина "Н." - "stilleven" (первонач. смысл - "неподвижная модель")- возник только в кон. 17 в., объединив все эти разновидности. Флам. H. (гл. обр. "рынки", "лавки", "цветы и фрукты") выделяется размахом композиций: они многосоставны, величественны и динамичны; это - гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт). В 17 в. развивается также нем. (Г. Флегель, К. Паудис)и франц. (Л. Вожен) H. С кон. 17 в. во франц. H. восторжествовали декоративные тенденции придворного иск-ва. Рядом с H. цветов (Ж. Б. Мон-нуайе и его школа), охотничьим H. (А. ф. Депорт и Ж. Б. Удри) лишь изредка появляются образцы бытового H. Но в 18 в. во Франции работает один из самых значит, мастеров H.-Ж. Б. С. Шар-ден, чьи произв. выделяются особой глубиной содержания, свободой композиций и богатством колористич. решений. Его образы мира повседневных вещей демократичны по своей сути, интимны и человечны, словно согреты поэзией домашнего очага. В сер. 18 в. возник термин "nature morte", к-рый отразил пренебре-жит. отношение к H. со стороны акаде-мич. кругов, отдававших предпочтение жанрам, областью к-рых была "живая натура" (исторический жанр, портрет и др.). Но передовое иск-во разрушало академич. иерархию жанров, тормозившую развитие H. Композиц. штампы H. изживались, и заново оценивались закономерности этой картинной формы. В 19 в. судьбы H. определяют ведущие мастера живописи, работающие во MH. жанрах и вовлекающие H. в борьбу эсте-тич. и художеств, идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане и импрессионисты во Франции, эпизодически обращавшиеся к H.). Вместе с тем 19 в. долго не выдвигал в H. крупных мастеров, специализирующихся именно в этом жанре. На фоне рутинного салонного H. 2-й пол. 19 в. выделяются в общем традиц. работы француза А. Фан-тен-Латура и американца У. Харнета, своеобразно возродившего тип "trompe1'oeil". Подъём H. связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для к-рых мир вещей становится одной из осн. тем. В кон. 19 в. экспрессивные возможности H. вплоть до остродраматического выражения социальной и нравств. позиции художника воплощаются в творчестве голландца В. ван Гога. Пластич. совершенство живописи, верной как природе так и высоким идеалам картины, возро" дает в H. француз П. Сезанн. Этот жанр становится принципиальным для ei творч. концепции, оказавшей большое влияние на развитие H. (как и живописи в целом) в иск-ве 20 в. С нач. 20 в. H является своего рода творч. лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизм (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможносте цвета и фактуры, а представители кубима (Ж. Брак, П. Пикассо, X. Грис и др. используя заложенные в специфике H аналитич. возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Проблемы (или же мотивы) H. привлекают и мастеров более поздних течений - от художников в разной мере сочетающих ориентации на классич. наследие с новыми открытиями в живописи (Пикассо во Франции А. Канольдт в Германии, Дж. Моранд в Италии), до представителей сюрреализма и "поп-арта", чьи произв. в целом выходят за рамки исторически сложившегося жанра H. Реалистич. традиции H. (нередко с подчёркнутой социальной тенденцией) в 20 в. представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса Мексике, P. Гуттузо в Италии.

В рус. иск-ве H. появился в 18 в. вместе с утверждением светской живописи отражая познават. пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир ("обманки" Г. H. Теплова, П. Г. Богомолова, T. Ульянова и др. Дальнейшее развитие рус. H. носил эпизодич. характер. Его нек-рый подъём в 1-й пол. 19 в. (Ф. П. Толстой, школы А. Г. Венецианова, И. T. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Во 2-й пол. 19 в. к H. этюдного характера лишь изредка обращаются И. H. Крамской, И. E. Репин В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Левитан; подобное положение H. в художеств. системе передвижников следовал из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематич. картины. Cамостоятельное значение H.-этюда возрастает па рубеже 19 и 20 вв. (M. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет рус. H. приходится на нач. 20 в. К его лучшим образцам относятся: импрессионистические по своим истокам, но по-разному обогащённые новыми художеств. веяниями работы К. А. Коровина И. Э. Грабаря, M. Ф. Ларионова; тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произв. художников "Мир искусства"· (А. Я. Головин и др.); романтизированно-приподнятые и остродекоративные образы П. В. Кузнецова, H. H. Сг пунова, С. Ю. Судейкина, M. С. Сарьян и др. живописцев круга "Голубой розы"яркие, пластичные H. мастеров "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, P. P.Фалы H. С. Гончарова) с их культом единства цвета и формы и пафосом самого процесса интерпретации натуры. Развиваясь в общем русле искусства социалиста-реализма, сов. H. обогащается новым содержанием. В 20-30-х гг. он включает и почти философское осмысление современности в обострённых по постановках и композиции произв. (К. С. Петров-Водкин), и попытки осязаемо обреет отвергнутую беспредметниками вещь через эксперименты в области фактуры (Д. П. Штеренберг, H. И. Альтман), и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия плодов земных, снеди, утвари (Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др.), и поиски тонкой колористич. гармонии, поэтизацию мира вещей (В. В.Лебедев, H. А. Тырса и др.) Сюжетно-быто-вой H. разрабатывается с 30-х гг. Ю. И. Пименовым. В 40-50-е гг. в области H. работают A. M. Герасимов, П. В. Кузнецов. В 60-70-е гг. как натюрмортисты выступают А. Ю. Никич, В. Ф. Стожаров. Среди мастеров H. в союзных республиках выделяются M. А. и E. А. Асламазян в Армении, T. Ф. Нариманбеков в Азербайджане, Л. Свемп и Л. Эндзелина в Латвии, H. И. Кормашов в Эстонии.


Лит.: Виппер Б. Р., Проблема и развитие натюрморта. (Жизнь вещей), Казань, 1922; Щербачёва M. И., Натюрморт в голландской живописи, Л., 1945; Кузнецов Ю. И., Западноевропейский натюрморт, Л.- M., 1966; Г л о з м а н И. M., К истории русского натюрморта 18 в., в кн.: Русское искусство 18 века. Материалы и исследования, M., 1968, с. 53-71; P а к о в a M. M., Русский натюрморт конца 19 - начала 20 века, M., 1970; П у ш к а р ё в В. И., П р уж а н И. H., Русский и советский натюрморт, M.- Л., 1971; F и г s t H., The art of still-life painting, L., 1927; Sterling Ch., La nature morte. De I'antiquite U nos jours, P., 1952; B e r g s tr 6m I., Dutch still-life painting in the seventeenth century, L.,1956; Fa re M., La nature morte en France. Son hlstoire et son evolution du 17 au 20 siecle Gen., 1962. И. С. Болотина.


НАТЯЖНОЙ РОЛИК, лен и к с, ненагруженный (холостой) шкив, установленный на перемещаемой оси и служащий для поддержания натяжения ремня и увеличения угла обхвата малого шкива ремённой передачи. Передачи с H. р. (рис.) применяют при малых межосевых расстояниях и больших передаточных числах. H. р. целесообразно устанавливать на ведомой ветви ремня вблизи от малого шкива. Недостаток передачи с H. р.- уменьшение долговечности ремня вследствие его дополнит, перегибов.

Схема ремённой передачи с натяжным роликом: /- привод; 2- малый шкив; 3- натяжной ролик; 4 - большой шкив.


НАУ, посёлок гор. типа, центр Науско-го р-на Ленинабадской обл. Тадж. CCP. Ж.-д. станция на линии Хаваст - Ko-канд, в 36 км к Ю.-З. от г. Ленинабада. 10 тыс. жит. (1972). 3-ды: опытно-экспериментальный с.-х. машин, хлопкоочи-стит., железобетонных изделий, асфальтобетонный; мелькомбинат. Узб. муз.-драматич. театр.


НАУА, науатлака, индейское назв. группы родственных по языку (ютоацтек-ской группы) племён, живших до исп. завоевания (16 в.) на терр. Мексики и нек-рых р-нов Гватемалы, Гондураса, Сальвадора, Никарагуа. H. пришли сюда с С., из юго-зап. р-нов Сев. Америки. Их продвижение происходило, по-видимому, в течение MH. веков, начиная с рубежа н. э. Последними в долину Мехико вступили ацтеки (12 в.). H. делились на две большие подгруппы: науат (более древняя) в Центр. Америке и науатль (тепанеки, аколуа, чалька, тлашкальтеки, ацтеки и др.) в Мексике. Часть H. впоследствии утратила свои языки, восприняв испанский, другие слились в „дилую народность, говорящую на ацтекском яз. В совр. научной лит-ре принято условное употребление термина "науа" для собират. обозначения вышеуказанных индейских племён и "науатль" для обозначения совокупности их языков.

НАУГЛЕРОЖИВАНИЕ, 1) насыщение углеродом поверхностного слоя стальных изделий для повышения твёрдости и износостойкости (после закалки и отпуска); то же, что цементация. 2) Введение углерода (в виде углеродсодержа-щих материалов) в жидкую сталь, полученную в сталеплавильном агрегате, для доведения содержания углерода до заданного уровня. 3) Введен